Джордж Нельсон


Джордж Нельсон (1908—1986 гг.) был американским художником-конструктором и одним из основателей американского модернизма. Будучи директором по дизайну мебельной компании Германа Миллера, и работая в собственной студии George Nelson Associates, Джордж Нельсон спроектировал большую часть культовой модернистской мебели XX века.

В 1924 году Джордж Нельсон закончил Хартфордскую Общественную Среднюю школу, после чего поступил в Йельский университет. Первоначально Нельсон не намеревался становиться архитектором. Джордж случайно увидел школу архитектуры в Йельском университете, когда спасался от разыгравшейся бури с дождём. Идя через здание, он натолкнулся на выставку работ студентов, названных «A Cemetery Gateway».

Джордж Нельсон встретился с некоторым признанием со стороны критики и публики ещё в то время, когда был студентом. Причиной тому послужили посвящённые молодому человеку публикации в журналах Pencil Points и Architecture. В 1928 году он закончил получение высшего образования в области архитектуры. В течение его заключительного года обучения в Йельском университете, Джордж Нельсон был нанят как разработчик в архитектурную фирму Adams and Prentice.

В 1929 году Джордж Нельсон был нанят в качестве ассистента преподавателя, получая вторую степень бакалавра в Йельском университете. Он получил степень в области изобразительных искусств в 1931 году, а в следующем году, во время подготовки к конкурсу Paris Prize, он выиграл Rome Prize. Получив эту премию, Джордж Нельсон стал обладателем стипендии, которая позволила ему в течение целого года изучать архитектуру с бесплатным проживанием в Риме.

Живя в Риме, Джордж Нельсон путешествовал по Европе, где встретил много пионеров стиля «модерн», у которых он брал интервью для публикации в журнале Pencil Points. Во время интервьюирования Людвига Мис ван дер Роэ, Ван дер Роэ спросил Нельсона о Франке Ллойде Райте, и Джордж был сильно смущён, так как не был знаком с творчеством этого проектировщика. Спустя годы Джордж Нельсон будет работать с Райтом для специального выпуска журнала Architectural Forum, который станет для Франка Ллойда Райта возвращением из относительной неизвестности.

В Риме Джордж Нельсон женился на Фрэнсис Холлистер. Несколько лет спустя они переехали в Соединённые Штаты, чтобы Нельсон мог посвятить себя занятию письмом. Через свои статьи в журнале Pencil Points он представил в Северной Америке работы Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и Джио Понти.

В 1935 году Джордж Нельсон стал работать в журнале Architectural Forum, где с 1935 по 1943 годы он был первым младшим редактором, а с 1944 по 1949 годы занимал пост редактора-консультанта. Работая в журнале Architectural Forum Джордж Нельсон защищал модернистские принципы, приводя доводы против коллег, которые, как «художники-конструкторы», пошли на слишком много уступок коммерческим силам промышленности. Джордж Нельсон стоял на том, что работа проектировщика должна изменять мир к лучшему. С его точки зрения природа уже была прекрасна, но человек разрушил существующую гармонию, делая вещи, которые не следовали правилам природы.

Во время этого периода Джордж Нельсон провёл много времени, беря интервью и обмениваясь идеями с другими основателями модернистского движения архитектуры сороковых, включая Элиота Нойеса, Чарльза Эймза и Уолтера Б. Форда, с которыми Нельсон будет позже сотрудничать.

К 1940 году Джордж Нельсон стал известен благодаря ряду своих инновационных концепций. В своей послевоенной книге «Tomorrow’s House», написанной в соавторстве с Генри Райтом, он ввёл понятие «семейная комната», и «стена для хранения». Стена для хранения — это, по сути, идея встраиваемых, встроенных книжных шкафов или стеллажей, занимающих ранее потерянное пространство между стенами. Это была идея, разработанная при написании книги, когда издатель Нельсона давил на него, чтобы тот скорее закончил раздел о хранении. Ни Генри Райт, ни Джордж Нельсон не смогли найти новые оригинальные идеи, и тогда Нельсон поставил вопрос: «Что находится внутри стены?» Именно тогда родилась идея использования пространства для хранения между стенами. «Tomorrow’s House» была инновационной книгой, поскольку она смотрела на современный дизайн не как на комбинацию стилей, но на то, как проблемы должны были быть решены.

В 1945 году мебельная компания Германа Миллера производила главным образом обычную, деревянную мебель. После чтения книги «Tomorrow’s House», Д.Дж. Депри, председатель компании Германа Миллера, выбрал Джорджа Нельсона, чтобы назначить его следующим директором по дизайну, несмотря на то, что у Нельсона прежде не было опыта проектирования мебели. Для Депри было важнее то, что у Нельсона было понимание, как найти лучший способ сделать мебель инновационной и полезной. Нельсону предложили контракт, который позволил ему свободно работать за пределами компании Германа Миллера и использовать проекты от других архитекторов, с которыми работал Нельсон.

Джордж Нельсон стал директором по дизайну компании Германа Миллера в 1947 году и проработал в этой должности до 1972 года. В 1945 году был опубликован первый каталог Германа Миллера, подготовленный Нельсоном. За следующие годы эти каталоги включали в себя большинство культовых товаров для дома XX века. Рэй и Чарльз Эймз, Гарри Бертойя, Ричард Шульц, Дональд Норр и Исаму Ногучи — все они работали на Германа Миллера под наблюдением Джорджа Нельсона.

В том же 1947 году Джордж Нельсон и его студия начали сотрудничество с компанией брата Германа Миллера - Ховарда Миллера, известного производителя интерьерных часов. За годы сотрудничества студия Джорджа Нельсона разработала для Ховарда Миллера более 150 дизайнов настенных и настольных часов, выпуск которых продолжался до 80х годов 20го столетия.